В понятие Старый Термез включается
комплекс разновременных городищ и отдельных памятников, расположенных в 12 км к северо-западу от
современного Термеза. Возникновение города на естественной возвышенности
(кала), на правом берегу Амударьи может быть датировано серединой 1-го тыс. до
н.э. Вероятно, город имел
прямоугольную планировку (предполагаемая площадь - 125 г ). Впоследствии южная
стена города, проходившая вдоль берега реки, была смыта водой. В
греко-бактрийское время город интенсивно обживался. Одновременно складывается
городская округа, включавшая предполагаемые сельские усадьбы и
административно-общественные сооружения: крепость - таможню (Малый Чингизтепа),
порт-гостиницу (Чингизтепа).
В понятие «Старый Термез» включается комплекс разновременных
городищ и отдельных памятников, расположенных в 12 км к северо-западу от
современного Термеза. Возникновение города на естественной возвышенности
(кала), на правом берегу Амударьи может быть датировано серединой 1-го тыс. до
н.э. Вероятно, город имел прямоугольную планировку (предполагаемая площадь -
12ю5 га). Впоследствии южная стена города, проходившая вдоль берега реки, была
смыта водой. В греко-бактрийское время город интенсивно обживался. Одновременно
складывается городская округа, включавшая предполагаемые сельские усадьбы и
административно-общественные сооружения: крепость - таможню (Малый Чингизтепа),
порт-гостиницу (Чингизтепа).
В источниках кушанского времени I-III
вв. н.э. упоминается название города - Тармита. Кушанский город, наследуя
греко-бактрийскую планировку, развивается дальше, появляется пригород - площадь
около 30 га ,
вокруг которого возводится стена.
С рубежа нашей эры в Северной Бактрии
большое значение приобретает буддизм. Вокруг
Тармиты возникает целый ряд буддийских культовых памятников: на северо-западе
крупный пещерный центр - Каратепа; на севере - храмово-монастырский комплекс
Фаязтепа; на востоке, вблизи стен калы - Безымянная тепа, на поверхности
которой найдены фрагменты буддийской скульптуры; далее на восток - ступа,
известная ныне как "башня Зурмала" и другие.
Помимо буддийских памятников в округе
появляются крупные сооружения светского характера - на северо-востоке от
цитадели возводится крепость (?) Курган. Северная часть округи обносится валом,
ограждая территорию площадью около 263 га . Интересное предположение Л.И. Альбаума
об использовании вала в качестве акведука не получило всеобщего признания
(Альбаум, 1985).
В IV-V веках северная часть округи
Тармиты пустеет. Прекращается существование храмово-монастырский комплекс
Фаязтепа, значительно сокращается количество функционирующих комплексов на
Каратепа, заброшен Курган. Разрушающиеся памятники округи используются для
погребений.
Между тем сам город в послекушанское
время продолжает расти. К ранее существовавшему пригороду добавляется
территория площадью 27 га ,
укрепленная самостоятельной стеной, продолжающей функционировать и в
раннесредневековое время.
Город начала VII века упоминает
китайский паломник Сюан Цзан, который отметил наличие городских стен длиной 20
ли (около 5 км ).
К моменту его посещения Тармиты в городе (округе?) располагалось 12 монастырей,
ступа и проживало около 1000 монахов.
В источниках кушанского времени I-III
вв. н.э. упоминается название города - Тармита. Кушанский город, наследуя
греко-бактрийскую планировку, развивается дальше, появляется пригород - площадь
около 30 га ,
вокруг которого возводится стена. С рубежа нашей эры в Северной Бактрии большое
значение приобретает буддизм. Вокруг Тармиты возникает целый ряд буддийских
культовых памятников: на северо-западе крупный пещерный центр - Каратепа; на
севере - храмово-монастырский комплекс Фаязтепа; на востоке, вблизи стен калы -
Безымянная тепа, на поверхности которой найдены фрагменты буддийской
скульптуры; далее на восток - ступа, известная ныне как башня Зурмала и другие.
Помимо буддийских памятников в округе появляются крупные сооружения светского характера
- на северо-востоке от цитадели возводится крепость (?) Курган. Северная часть
округи обносится валом, ограждая территорию площадью около 263 га . Интересное
предположение Л.И. Альбаума об использовании вала в качестве акведука не
получило всеобщего признания (Альбаум, 1985).
Вероятно, таким был город ко времени
появления здесь арабов. Тармита становится опорным пунктом завоевания
Мавераннахра.